«Здравствуйте! Вы меня не узнаёте?» — спросил Ивана Ефремовича симпатичный парень лет пятнадцати. Мужчина потрясённо смотрел на гостя: в чертах его лица он видел своё отражение…
«Она была моим сердцем»
Иван Строков женился по меркам прошлого довольно рано, только успев отпраздновать своё девятнадцатилетие. Его женой стала милая девушка Люба, соседка по улице в родном селе близ Вознесенского района. Они были знакомы, наверное, с тех пор, как научились ходить, а в июне сорок пятого стали супругами.
С Любашей Иван Ефремович прожил счастливые двадцать два года. Это был редкий союз двух любящих людей. К сожалению, Любовь Дмитриевна не могла иметь детей, но муж старательно не позволял ей чувствовать себя ущербной, хотя втайне надеялся на её чудесное исцеление. В их доме на улице 8 Марта в Николаеве, где они поселились в конце пятидесятых, часто бывали соседские ребятишки. В какой-то степени они заменяли Строковым собственных детей.
Иван Ефремович и теперь всё ещё интересный мужчина, а лет сорок назад и вовсе был красавцем. Одинокие женщины на него заглядывались, а бывали случаи, когда и напрямую предлагались в подружки. Но он был верен одной-единственной. «Другие мужики измены коллекционировали да потом похвалялись ими, — вспоминает Иван Ефремович, — а я гордился своей женой и тем, что, кроме неё, мне никто не нужен. Она была моим сердцем, а без сердца как жить?..»
Скорее всего, Строковы жили бы вместе до самой старости, растворившись друг в друге, но в 1969 году Любови Дмитриевны не стало. Она ушла тихо, во сне. А он, ставший вдовцом в сорок три года, думал, что, потеряв свою Любушку, навсегда захлопнул своё сердце для любви.
Осенняя любовь
Очень долго Иван Ефремович тосковал по жене, но понимал, что жизнь продолжается. Много времени он стал уделять своим ульям на маленькой пасеке в коллективном саду. И уже через несколько лет за свежим мёдом к нему приезжали только постоянные покупатели. Как-то раз один из них привёз с собой симпатичную женщину лет сорока. Ольга робко поздоровалась с хозяином пасеки и сказала: «Я слышала, ваш мёд обладает чудодейственной силой. А у меня мама очень больна, врачи посоветовали найти настоящий мёд из первых рук». С надеждой она подняла глаза на Ивана Ефремовича. Отказать он не мог.
Когда новая знакомая уехала, мужчина всё раздумывал, что за странное чувство разбередило его душу. А ночью Ольга приснилась ему, точнее, даже не она, а её пронзительные грустные глаза. И Ивану Ефремовичу вдруг до боли в сердце захотелось встретиться с ней ещё. «Что ж я, дурак, не спросил, где она живёт!» — терзался пасечник, боясь думать о том, что больше не увидит эту женщину. Но через пару недель Ольга сама приехала к нему за новой порцией мёда. Они проговорили больше двух часов, а прощаясь, условились, что встретятся в Николаеве. Просто так, не по делу. На веранде домика Строкова остался сложенный пополам листок, а на нём — номер рабочего телефона Ольги. Ни адреса, ни места её работы Иван Ефремович так и не узнал.
Они начали встречаться. Нечасто, один-два раза в неделю. Больше не позволяла работа и домашние обстоятельства Ольги — нужно было ухаживать за больной мамой. Одинокая женщина, не устроившая свою личную жизнь в молодости, казалось, только сейчас смогла ощутить, что значит быть рядом с дорогим сердцу человеком. Тринадцать лет разницы в возрасте её ничуть не смущали. Постепенно и Иван Ефремович стал понимать, что Ольга становится ему всё ближе. «Ты — моя осенняя любовь» — в эту фразу он вложил несколько значений.
Однажды ноябрьским вечером она осталась у него. Пятидесятитрёхлетний мужчина словно помолодел, забыл о больном сердце и в ожидании новых встреч с любимой уже всерьез подумывал о будущем с ней. Однажды Ольга пришла к нему немного раньше обычного, много молчала и часто вглядывалась в его лицо, словно хотела что-то сказать. Следующим утром, как всегда, она убежала на работу, может быть, только чуть-чуть плотнее, чем он привык, прижавшись губами к его губам. Тогда он провожал её в последний раз.
Сыночек
Ольга пропала. Сначала Иван Ефремович ждал её дома, потом принялся звонить на работу в надежде хотя бы услышать её голос, но всякий раз ему отвечали: «Она в командировке». Мужчина корил себя за то, что, влюбившись, так и не узнал, где живёт Ольга, и теперь не представлял, как её искать. Спустя месяц кто-то на Ольгиной работе сжалился над ним и сказал: «Не звоните больше, она давно уволилась и уехала куда-то в Россию. Почему, никто не знает. А вам просила об этом не говорить». Иван Ефремович второй раз в жизни потерял самого дорогого человека, и снова безвозвратно.
С тех пор он не знакомился с женщинами и не пытался вынырнуть из своего одиночества. Лишь изредка ему виделись во снах Ольгины пронзительные карие глаза. В каждодневных делах обычного человека прошли пятнадцать следующих лет, и Строков думал, что больше в его жизни уже ничего знаменательного произойти просто не успеет. Но он сильно ошибся.
Летом 1995 года Иван Ефремович, как и прежде, переселился на дачу, поближе к пчёлам. Домой в Николаев он наведывался раза два в неделю. И в один из таких приездов у двери своей квартиры он столкнулся с симпатичным парнем, который открыто ему улыбнулся и поздоровался. Сердце мужчины заколотилось, словно после пробежки: молодой человек был удивительно похож на него самого лет пятьдесят назад. А пронзительный взгляд карих глаз? Эти глаза он не мог не узнать!
Александр был его сыном. Ольга, узнав о неожиданной беременности, испугалась того, что Иван Ефремович побоится отцовства в пятьдесят с лишним лет, и решила ничего не сообщать ему, а просто исчезнуть. Тётка в России оказалась гостеприимной и приняла племянницу, а позже и мальчика. Несколько лет Ольга растила сына одна, тоскуя по его отцу, а потом познакомилась с мужчиной, который позвал её замуж. В 1994 году они уехали жить в Германию. Перед отъездом за границу она приезжала в Николаев вместе с Сашей, но не смогла встретиться с Иваном Ефремовичем и рассказать ему правду. А сыну всё же открылась. Парень отказался ехать с матерью в чужую страну и решил познакомиться с отцом. Так он и оказался перед дверью Строкова.
Уже десять лет Иван Ефремович и Александр живут вместе. Три года назад Ольга приезжала из Германии и, наконец, смогла объясниться с мужчиной, которого в глубине души любит до сих пор. Строков её простил: «Она же обо мне заботилась. А ей-то одной ох как несладко пришлось! Жаль, что так всё вышло. Мы бы счастливо жили и долго — ведь я долгожитель».
Саша оказался способным учеником и перенял у отца секреты пчеловодства. Теперь вместе они качают свежий мёд, и у каждого из них — свои клиенты. Недавно Александру исполнилось двадцать пять, осенью он собирается жениться. А Иван Ефремович настроен дождаться внуков, считая, что в семьдесят девять лет его жизнь только начинается.
Марина Чечушкина