Каких только слухов и разговоров не вызвал этот союз. А они до этой трагедии практически не общались, хотя их покойные супруги были двоюродными братом и сестрой. Как-то так получилось, что они, как говорят в народе, не роднились. Хотя родство Юрия и Нины можно было заметить, и не зная о нём…
Сейчас Ольга, вспоминая 1996 год, иначе как черным его не называет. На неё обрушилось сразу столько горя, что, казалось, жизнь закончилась. Она тогда и предположить не могла, что стоит на пороге нового счастья.
Её горе
Они только похоронили отца, а ровно через сорок дней умерла мать. На руках тридцатилетней женщины оставались десятилетняя дочка Анечка и больной муж. Уже два года Юрий Афонькин практически не выходил из больницы. Его лечили, но улучшения не наступало. Совсем недавно здоровый, красивый, ещё совсем молодой мужчина, которому чуть перевалило за тридцать, уже не вставал с постели и угасал на глазах. Ольга оставляла Анечку у родственников и почти всё время была в больнице рядом с умирающим Юрой.
Почему страшная болезнь выбрала именно его? Может, сказались через несколько лет те нечеловеческие условия, которые пришлось испытать в Афганистане, когда он воевал там с моджахедами? А может, его подкосила стройка — он решил построить для своей семьи новый большой дом и практически всё делал сам. Но ещё успевал, когда она уходила на работу в свой детский сад, позаниматься с дочкой. Аня запомнила на всю жизнь, как папа учил её читать стихи и рисовать, как делал с ней уроки в первом классе. И она всегда, как будто в память о нём, училась только на пятерки.
— Почему ты не носишь новые сапоги, которые я тебе подарил? — как-то спросил Юра у жены, когда она принесла в больницу упаковку дорогого лекарства для инъекций. А она их продала, чтобы купить это самое лекарство. Он тогда всё-таки заставил Ольгу купить другие сапоги со своей первой пенсии, когда получил инвалидность. И она ещё успокаивала его: «Вот увидишь, всё будет хорошо. Ведь тебе дали вторую группу, а не первую, значит, нельзя терять надежду».
Она готова была отдать всё, чтобы только он выздоровел. Но чуда не произошло. В конце апреля 1996 года они с Анечкой остались одни.
Его горе
Беда в дом Черняковых пришла в ясный летний день, второго июля.
Так случилось, что накануне Ольга Афонькина и Нина Чернякова встретились по дороге домой с работы. Жили они на соседних улицах, остановились на перекрёстке и, чего никогда не было до этого, проговорили больше двух часов. Нина как будто чувствовала, что что-то должно случиться. Её муж Александр тоже, кстати, участник боевых действий в Афганистане, в то время лежал в больнице. Разговаривали они в тот вечер обо всём. Нина очень волновалась за мужа и даже спросила Ольгу:
— Как ты перенесла смерть Юрия? А вдруг мне это предстоит? Как же дети отреагируют на смерть отца?
Тут же пожаловалась на соседских ребят, которые то во дворе у них похозяйничают, то даже в дом залезут…
А на следующий день Ольга, возвращаясь с обеденного перерыва на работу, увидела, что на соседнюю улицу сбегается народ. В посёлке слухи быстро распространяются. Никто ей толком не мог объяснить, что случилось, говорили только, что кого-то там убили. Оказалось — Нину.
Она в тот день пришла на обед раньше, чем обычно. Как потом выяснилось, застала в своем доме соседских ребят, которые росли у неё на глазах. Они приходили к её сыновьям, чтобы посмотреть видик, бывший в то время редкостью в посёлке. Один из мальчиков ещё учился в школе, другой — в ПТУ. Они её наверняка не ожидали. И никто даже предположить не мог, чем это закончится. Эти «детки» безжалостно искололи женщину столовым ножом. Судмедэксперты насчитали потом 64 ранения. Умерла Нина от потери крови.
На её похороны мужа привезли из больницы. В одной комнате стоял гроб, а в другой он лежал под капельницей. Их старший сын Саша, названный именем отца, учился тогда в пятом классе, а младшему, Жене, было всего пять лет. Нине, как и покойному мужу Ольги, исполнилось только тридцать три года.
На кладбище, казалось, собрался весь посёлок. Александра-старшего после похорон вновь забрали в больницу, а мальчики остались с бабушкой, его тещёй.
Вместе
Жизнь продолжалась. Когда Александр, выйдя из больницы, предложил Ольге соединиться в одну семью, она не сразу приняла его предложение. Да к тому же ей говорили: «Подумай, куда ты идешь? Он же сам больной, да ещё двое ребятишек. Ты не представляешь, каково это — растить чужих детей, да ещё мальчиков!» Сколько она тогда ночей не спала, сколько дум передумала.… Но потом решила: раз уж так произошло, значит, это — судьба. Сказать, что между ними вспыхнула любовь, наверное, нельзя. Да и какая в той ситуации могла быть любовь? Соединились мужчина и женщина, оставшиеся одинокими в своём горе и с осиротевшими детьми. Они решили быть вместе, чтобы помочь, поддержать друг друга. Любовь пришла потом.
Зато каких только слухов и разговоров не вызвал этот союз.
А они до этой трагедии практически не общались, хотя их покойные супруги были двоюродными братом и сестрой. Как-то так получилось, что они, как говорят в народе, не роднились. Хотя родство Юрия и Нины можно было заметить, и не зная о нём, — обоим досталась от общего далекого предка, чистокровного грека, смуглость кожи и жгучие карие глаза.
Но они оба ушли, а тем, кто остался, надо было жить дальше. И родные люди поняли и не осудили, когда Ольга и Александр поженились.
Но Ольге ещё долго казалось, что они живут на виду у всего посёлка.
— Мы идем по улице, а мне так и видится, что все показывают пальцем: это она, а это её ребёнок, а вот эти — его, — рассказывает Ольга.
Это сейчас, когда с того времени прошло уже восемь лет, она может сказать, что любит своего мужа, любит своих детей. Верит, что это взаимно. Хотя мальчики мамой её так и не назвали. Для них она — тётя Оля.
— Я их не стала заставлять называть меня мамой, а их бабушка сразу запретила им это. Позже, поняв, что отношусь к ним как к родным, все говорили: «Ну что это за тётя Оля, дядя Саша?» Но я не обижаюсь, — говорит Ольга. — Я свыклась с тем, что я — мачеха. Только не из той сказки, где неродная мать — злобная фурия. Всегда надеялась, что дети вырастут, и всё правильно рассудят.
Они с дочкой пришли в чужой дом, в чужую семью, где были свои обычаи, свои правила, как говорится, свой устав. Собственный дом, выстроенный покойным мужем, она оставила. Все вместе стали жить в небольшом доме Черняковых. Рассудили, что так будет хорошо для детей. К счастью, у Александра со здоровьем стало лучше.
А Ольге было ох как нелегко, особенно первое время. Анечка росла в семье одна, всё всегда было для неё, а тут вдруг появились братишки. Женщина старалась как можно больше внимания уделять мальчикам, оставшимся без матери. Иногда даже родной дочери доставалось его меньше. И вместе с тем, когда слышала, как Александр Семёнович говорил: «Наша Аня», в её душе вдруг что-то поднималось: «Не ваша, а моя!»
Но вскоре это прошло — все дети стали «нашими», общими. Она научилась разговаривать с любопытствующими:
— А как ваши дети, дерутся?
— А ваши? — резко отвечала она.
Ведь дети — они всегда дети, и чего только не бывает, пока вырастут. И у этих всякое бывало. Но в итоге осталось главное — любовь и трогательная привязанность друг к другу.
Два сыночка и дочка
Первым окончил школу Сан Саныч, как с любовью называет его мачеха. Именно она посоветовала парню, который долго не мог определиться со своим будущим, стать военным. И тот месяц, что она была рядом с ним, когда он поступал в Высшее военное инженерное училище, очень сблизил их. Пожалуй, больше, чем все предыдущие годы.
— Господи, какой же ты худющий, одни глаза, — говорила она ему, когда он приехал на свои первые каникулы. И старалась его получше накормить, подкладывала на тарелку кусочки повкуснее. Зато после первого курса он заметно окреп, повзрослел. Он всегда был красивым мальчиком, а сейчас, как говорит Ольга, девчонки от него просто млеют. С мачехой они понимают друг друга с полуслова.
— Саш, ты ж нас не подведи… — начинает она говорить парню, когда звонит домой. А он уже заканчивает за неё:
— Знаю, знаю — я старший, с меня должны брать пример.
И младшие сестра и брат действительно берут с него пример. Умница Анечка в прошлом году окончила школу с золотой медалью, поступила в университет. Женя собирается, как и старший брат, стать военным. А вообще он среди детей самый хозяйственный. У Черняковых приусадебный участок, хозяйство — корова, поросята… На Женю всё можно оставить — он со всем справится. Даже корову может подоить. Да и Саша в пятом классе уже водил трактор.
Семейная жизнь возложила на каждого свои обязанности. Ольга занимается детьми, ходила и ходит в школу на родительские собрания, ведёт дом, а Александр Семенович, как и положено мужчине, зарабатывает деньги. Он — опытный механик. Своими руками из запчастей уже собрал не один «КамАЗ»… Правда, когда сделал последнюю машину, сказал, что это всё — на большее здоровья уже не хватит.
Ольга считает себя женщиной с удавшейся судьбой. И верит, что если Нине и Юрию всё видно с небес, они не осуждают их с Александром. Ведь это так трудно: после смерти близких людей найти в себе силы пережить тяжелейшее горе и не потерять способности радоваться жизни.
Марина Чечушкина