Дима, рискуя жизнью, прыгнул в воду и попытался спасти Катю. Их руки почти соприкоснулись, когда девушка, улыбаясь, скрылась под водой…
Сегодня Дима, глядя на фотографию их группы, которую сделали за два дня до трагедии, плачет. Катя улыбается и на этом снимке. Дима понимает, что в её смерти нельзя винить Синицына, ударившего Екатерину. Но руки ему не подаёт.
Похороны
Трагедия произошла в прошлый понедельник вблизи здания речного вокзала. Рядом находится живописное плавучее кафе. Сейчас оно лениво раскачивается на волнах и трудно поверить, что здесь можно утонуть. «Вы поглядите вниз, какое течение, — говорит дежурный милиционер вокзала. — Вмиг затягивает. Недаром, пока не прибыли водолазы, никто не отважился нырять. Жить всем хочется».
Нырять-не ныряли, но к поискам Кати водная милиция подключилась сразу же после происшествия. На катерах произвели осмотр. Кати нигде не было.
Не обнаружили девушку и водолазы, прибывшие спустя час. На берегу остался лишь Катин рюкзачок с одеждой.
Родители Кати ещё какое-то время надеялись, что дочка чудом спаслась — вдруг её подобрало какое-нибудь судно или рыбаки. Может быть, сейчас она находится в больнице? Но утром 29 мая пришла страшная весть: в районе станицы тело Кати Луговой нашли рыбаки.
В понедельник, 30 мая, девушку похоронили. В группе МТ-11 теперь 30 мальчиков и шесть девочек.
Веселая и грустная звёздочка
— Я рад представить вам звёздочку нашего колледжа Катю Луговую, — сказал о девушке директор колледжа Михаил Стрюков на праздничном концерте в честь 9 мая.
Катя, накинув на себя плащ-палатку, читала тогда стихи. Представлять эту симпатичную первокурсницу не было нужды. Катю хорошо знали в колледже и педагоги, и студенты. На фоне спокойной и благополучной группы МТ-11 Катерина выделялась. Хотя в группе есть и отличницы, и красавицы… Но Катя, по словам классного руководителя, была зажигательной. Побеждала в олимпиадах, рисовала газету — причудливый ковер из ромашек, роз и фиалок до сих пор хранится в колледже.
— Я попросила учащихся заполнить классный журнал, вызвалась Катя. Специально пришла на час раньше, — вспоминает Ольга Николаевна Серебрянникова. — А как-то я созвала собрание: на педсовете колледжа должен был решиться вопрос об одном нашем двоечнике. «Как будем выходить из положения? — задала я вопрос. — Надо бы поддержать парня». Все ребята молчали. После собрания Катя зашла ко мне, принесла записку. «Если в защиту Олега понадобится голос, я отдаю свой. Олег, хоть и плохо учится, но он добрый», — писала девочка. Такой она была человечек. Неравнодушный.
Осенью и зимой всех студентов обязали дежурить в гардеробе. Катя, подружившись с гардеробщицей Элеонорой Фёдоровной, оставалась во «внеурочное» время. Если не было первой пары, приходила к восьми утра — помогала принимать одежду. Элеоноре Фёдоровне Катя подарила маленькую, рукописную книжку своих стихов. Некоторые из стихов даже появлялись в газете колледжа «Аська». Стихи были очень не похожи на Катю — веселую 15-летнюю девушку. Слишком пронзительно грустные.
Роковая ссора
На похоронах многие говорили о нелепом, чудовищном стечении обстоятельств. Почему Катя прыгнула в воду? В тот день стояла прохладная погода, дул сильный ветер, река была неспокойной. Трагическим случаем сейчас занимается прокуратура. Провели служебное расследование и в самом колледже.
Председатель комиссии, заместитель директора по учебно-производственной работе Виктор Голиченко по минутам восстановил хронологию трагедии.
Перед третьей парой (это была физкультура) Луговая забежала к классному руководителю — решить вопрос о досрочной сдачи экзамена. Катя вместе с папой — преподавателем физкультуры в одной из средних школ — собиралась уехать на спортивные сборы. Преподаватель подписала заявление — студентка хорошо училась, почему бы не пойти навстречу?
— Катя, как всегда, была жизнерадостная, весёлая, — вспоминает Серебрянникова.
Ещё не закончился перерыв, и несколько ребят, в том числе и Катя, пошли на набережную. Обычно в тёплое время года студенты занимаются там спортом.
В 11.20 преподаватель физкультуры Иван Андренко запер раздевалку и повел к реке оставшихся ребят. В 11.30 должно было состояться построение. Минут за пять до начала урока Катя и её одногруппник Костя Синицын поругались.
Как написал Костя в объяснительной, он о чём-то спросил Луговую, она грубо ответила, побежала за ним, он упал, расцарапал до крови ногу. Ребята видели, как Костик спустился по ступенькам к набережной, отстегнул от спортивных брюк карман, а потом наотмашь хлестнул Катю по лицу куском мокрой ткани. Девушка села на парапет и заплакала.
— Девчонки-однокурсницы подходили к ней, пытались успокоить, — рассказывает Голиченко. — Потом отошли в тень, под каштаны, откуда наблюдали за Катей. И вдруг она встала и неожиданно прыгнула в реку. «Катя, ты умеешь плавать?» — закричали девчонки. По их словам, Катя молча плыла и улыбалась. Учитель физкультуры в это время как раз подходил к набережной. Услышав крики ребят, он подбежал к дебаркадеру, на котором находится кафе, но Катя уже исчезла под водой.
Почему Катя прыгнула в воду?
— Скорее всего, это был несчастный случай, — считают преподаватели колледжа. — Катя была импульсивной и чувствительной. Её оскорбил поступок Кости. А может быть, она хотела обратить на себя внимание.
Исчезла, улыбаясь
То, что девушка не умела плавать, знал только Дима Леселидзе. Он был знаком с Катериной ещё до поступления в колледж. Два года назад они вместе отдыхали в спортивном лагере на Чёрном море. Там и подружились. Диме нравилась Катя, как впрочем, и остальным мальчикам из их группы. Но Катя выделяла именно Диму. Хотя могла сказать в его адрес и ехидное словечко, а то и запустить тетрадкой. Но отношения из-за таких мелочей не портились. Однажды Дима увидел, как Катя сидит на перилах, свесив ноги в лестничный пролет. На уровне третьего этажа. Дима отчитал девушку: «Зачем рисковать впустую?»
В тот роковой день именно Дима бросился Кате на помощь. Парень — отличный спортсмен, но и его едва не перебороло сильное течение. Рискуя жизнью, он подплыл к понтону и, чудом зацепившись за бетонную выбоину, протянул Кате руку.
— Наши ладони почти касались друг друга, — рассказывал Дима. — В этот момент понтон подбросило на волнах, и Катя исчезла. Самое ужасное, что, когда её затягивало под понтон, она улыбалась. Наверное, не понимала, что происходит.
Администрация колледжа попросила меня не встречаться с участниками трагедии.
— Ребята сейчас в шоке, — говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе Наталья Калинина. — Мама Кости Синицына жаловалась, что сын не спит которую ночь. Очень переживают и остальные дети.
Дима, глядя на фотографию группы МТ-11, которую сделали за два дня до трагедии, плачет. Катя здесь тоже улыбается. Дима понимает, что в её смерти нельзя винить Синицына. Но руки ему не подаёт.
P.S. Имена и фамилии детей изменены.
Ирина Варламова