Строка новостей

Соловецкий беглец

Здравствуй, «1001 история любви»! Хочу рассказать тебе нашу семейную легенду.

Соловецкий беглец

Это произошло в 1922 году. Семья моего отца Николая Хмырова жила небедно, дом был лучший в селе Чугуевка. Как-то рядом поселился отец председателя сельсовета и из зависти написал донос – якобы Антип Хмыров (мой дедушка) – член банды, совершающий диверсии против советской власти. Деда осудили как врага народа. А моего отца Николая вывезли на поселение на Соловки. Было ему тогда 17 лет. Жил он в бараке – паёк – 20 граммов пшена в день, 600 граммов хлеба, 20 граммов масла и курева. Но так как отец не курил, он менял его на продукты. Работал на лесозаготовках – труд тяжёлый.

За год отец накопил мешок муки, сумку пшена, бочонок грибов и 200 рублей. С этим богатством и решил бежать домой.

Если бы он попался на глаза проверяющему патрулю, его в лучшем случае вернули бы назад, а в худшем – отправили в лагерь. Самым опасным было проехать одну станцию, с усиленным контролем. Отец не жив, ни мёртв лежит на полке. Проходят по вагону офицеры НКВД с собаками, приближаются к моему отцу…

— Эй, вставай!

Чем бы дело закончилось – неизвестно, как вдруг снаружи кто-то засвистел, и милиционер погнался за вором-карманником. А в этот момент поезд тронулся.

— Вот гражданин нарушает порядок, грыз орехи и бросал на пол.

— Кто такой и что здесь делаешь? – грозно спросил отца милицейский начальник.

Папа сначала от испуга не понял о чём речь, потом опомнился. Хотел было сказать всю правду, а потом решил рискнуть…

— Я сам неместный, приехал на базар, жду поезд, вот билет, — на одном дыхании соврал Николай и протянул билет.

Милиционер посмотрел на отца, на билет.

— Порядок нарушать нельзя! – сказал строго милиционер и… отпустил беглеца. Когда отец понял, что его в очередной раз «пронесло», внутри всё дрожало так, что он не смог найти выход. Ходил по коридору, открыл какую-то дверь и вдруг оказался в кабинете у того начальника и снова обмер. Тот спрашивает:

— Тебе чего?

— Да я выход найти не могу…

Тот милиционер, который его привёл, показал папе выход. Отец вышел, ни жив ни мёртв от страха…

В конце концов, он благополучно добрался до родины. Потом постоянно боялся, что прошлое выплывет наружу и его снова заберут. Так и прожил в страхе всю жизнь. Хотя рисковать не бросил. Дело в том, что мой дедушка был солдатом царской армии. У отца сохранилась фотография, на которой он в царской форме. И отец обратился в фотоателье, где за двойную плату, подпольно, мастер переделывал двуглавого орла на фуражке деда на красную звезду. Оригинал фото отец уничтожил, а переделанная карточка до сих пор хранится в нашем семейном архиве, напоминая о том, какой рисковый и предприимчивый был мой папа.

Татьяна Денисова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × 2 =