Строка новостей
Домой / Читальный зал / Приказано выжить!

Приказано выжить!

Поистине, чудо. Авианалёт, тяжёлый осколок вдребезги разнёс нижнюю часть лица пехотинца, хирурги 47 раз «собирали» по кусочкам челюсть и подбородок, но всё-таки добились своего – обезображенное лицо солдата ожило!

советско-финская война

— Древние считали, что – говорил Гамиловскому доктор, что у победившего раны заживают быстрее, чем у воина, проигравшего сражение. А ты – Виктор, победитель. К тому же спортсмен. Другой бы не выжил…

Участник финской и Великой Отечественной, кавалер орденов Красной Звезды, Отечественной войны I степени, многих медалей, в том числе «За отвагу», спортсмен и одновременно инвалид из областного центра Виктор Гамиловский до сих пор вспоминает те годы, как кошмар.

— Отгремели бои с финнами. Из 1200 бойцов, спортсменов-лыжников сотого отделения батальона домой вернулось менее 300. В числе везунчиков оказался и я. Нас учили ходить в штыковую, в атаку, под крики «ура», а на финской «кукушки» — снайперы убивали нас, как белок. Я где-то читал, что рождённых в 1921-м в живых осталось три процента. Страшная статистика!

Не прошло и года – началась Великая Отечественная. Докатилась война и до моего родного города. Его немцы атаковали особенно яростно. Поэтому оборонительные рубежи имели стратегическое значение для защиты города, в котором, как потом я узнал, остались навеки мои мать, отец, сестрёнка Ляля и братишка Ким. Да и сам я едва не сложил свою головушку. А однажды, когда вражеская авиация с особым остервенением долбила наши позиции, тяжёлый осколок буквально разнёс мне нижнюю часть лица.

Это случилось за неделю до Нового года. Но я чётко знал, что враг не прошёл, остановлен, и родные до боли места, где я учился плавать, играть в футбол, и ходить на лыжах, остались за нами, поскольку ещё месяц назад фронтовая разведка доложила, что немцы закапываются в землю: роют землянки, укрепляют блиндажи, готовятся к суровой зиме. Не до атак, значит!

Военно-морской госпиталь… Первая операция… Считал, что она станет последней. Ну, может ещё две-три. А их оказалось 47! Думал ли?

12 апреля 1942-го. Меня с другими раненными, голодных, на полуторке отправили по затопленной реке в тыл. На наших глазах машины с провиантом и людьми уходили под лёд, а другие объезжали их и «плыли» дальше…

Я выжил, выздоровел, вернулся в строй. Заплатки на разбитое лицо взяли с ног. Собрали, склеили челюсти, подбородок – и получился весьма приличный вид. Довелось даже послужить командиром взвода аэродромного обслуживания. Демобилизовался в победном 1945-м… Я никогда не жил вполсилы, выкладывался на все сто. Даже тогда, когда врачи отправили на инвалидность, дали третью, потом вторую группу, не сдался, не стал рабом обстоятельств. Имел спортивные разряды по лыжам, плаванию, конькам. Выигрывал даже у тех, кто был моложе. С удовольствием работал в Ленинском районном спорткомитете, инструктором физкультуры на меланжевом. В те годы спортсмены-меланжисты стали чемпионами по тяжёлой атлетике Спартакиад народов СССР. Высокие спортивные достижения имели легкоатлеты, велосипедисты, лыжники комбината.

Сейчас я несколько ослабил свои позиции. Совсем недавно потерял самого близкого человека – жену, мою вдохновительницу на спортивные достижения. Но не сдамся обстоятельствам и сейчас. Уверен, что буду по-прежнему в свои «за восемьдесят» принимать участие в личных гонках и легкоатлетических бегах. Я помню, не забыл, как победил в родном городе в полумарафоне «Испытай себя», как не уступил молодым в традиционным пятикилометровом забеге «Память» в честь великой Победы.

Записал Виктор Мартынов

P.S. В мае Виктору Гамиловскому исполнится 85 лет. Мы желаем этому неугомонному человеку, обладающему сильным характером и жизнелюбием, справить столетие. И прожить эти годы так же, обстоятельства. Ведь Виктор — победитель. И «приказано выжить» для него – это не просто слова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 − шесть =